Русский ОШО портал
Rambler's Top100

Библиотека  > Статьи > Патанджала-Даршана "Йога-Сутры" Патанджали

 

СУТРЫ ЙОГИ ПАТАНДЖАЛИ.



        Перевод с Санскрита на английский: Ганганатха Джха Махамахопадхьяя.


        Глава I. Самадхи Пада (Природа связи)

1. Теперь (начнём) описание Йоги.
2. Йога – это сдерживание функций ума.
3. Далее, здесь имеет место пребывание наблюдателя (Души) в своей собственной первоначальной форме.
4. Имеется соответствие функциям в другом состоянии.
5. Функции пятеричные; они "болезненные" и "безболезненные".
6. Правильное Познание, Неправильное понимание, Фантазия, Познание сна и Воспоминание (являются функциями ума).
7. Восприятие, Вывод и Устное Познание являются Правильными Познаниями.
8. Неправильное понимание является ложным представлением, живущим в форме, которая не соответствует предмету.
9. Фантазия является (представлением), основанным на идее, выраженной словами, (но) для которой не существует (соответствующего) объекта (в действительности).
10. "Познание Сна" – это функция, основанная на (Атрибуте – Тамасе), которая вызвана отсутствием (обычного Познания).
11. "Воспоминание" - это такая функция, в которой нет выхода за пределами объекта, который познаётся.
12. От Практики и Беспристрастия (возникает) их (функций ума) сдерживание.
13. Из них, Практика заключается в усилии к спокойствию.
14. И эта (Практика) становится твёрдо основанной, когда она продолжается долгое время и беспрестанно с должной преданностью.
15. Когда человек освобождается от желания "видимых" и "описанных в священном писании" объектов, он достигает (низшего) Бесстрастия, называемого "Покорением",
16. Когда от знания Души возникает "свобода от желаний" (безразличие) к самим Свойствам - это высшее Бесстрастие.
17. Реальная (Связь) - та, что достигается с помощью Восприятия, Представления, Радости и Самосознания.
18. Другая (т.е. Абстрактная Связь) - это та, в которой Впечатление - это всё, что остаётся и которой предшествовала (была причиной) практика того (Бесстрастия), которое было причиной прекращения (Функций).
19. Связь "Благодаря Иллюзии" обнаруживается среди "Бестелесных Существ" и "Существ, поглощённых Природой".
20. Этому предшествовали (были причиной) Искренность, Усердие, Размышление о прошлом, Самообладание (спокойствие) и Мудрость, обнаруженные среди других (т.е. адептов в Йоге).
21. - и чьё пылкое Бесстрастие - (достижение Связи и его конечных результатов) почти в руках.
22. Существует дальнейшее различие в отношении "слабого", "среднего" и "сильного" характера (пылкости Бесстрастия).
23. Или от Преданности Высшему Богу.
24. Высший Бог – необыкновенный Дух, безучастный к Несчастьям, Действиям, Осуществлениям и Склонностям.
25. В Нём покоится высшая стадия "Семени Всеведения".
26. (Этот Бог) есть величайший (Учитель) и даже самый первый из великих, поскольку необусловлен временем.
27. Слог ОМ является Его Индикатором.
28. (должно быть) повторение того (имени) и отражение на том, что обозначается этим.
29. (Там следует) познание ("души под иллюзией") и отсутствие препятствий.
30. Болезнь, Слабость, Нерешительность, Небрежность, Лень, Отсутствие Непривязанности, Ошибочное Представление, Недостижимость Стадии (Связи) и Непостоянство – это отвлекающие Ум факторы; и они являются "препятствиями".
31. Боль, Раздражительность, Страх, Вдыхание и Выдыхание являются спутниками Отвлечения.
32. Для их сдерживания (следует) Практиковаться на Одном Принципе.
33. Миру Ума (предшествовали) поддержка "дружелюбия", "сострадание", "удовлетворённость" и "безразличие", как имеющие отношение соответственно к Счастью, Несчастью, Справедливости и Несправедливости.
34. Или с помощью изгнания и задержки дыхания.
35. Или, когда создана "объективная функция", это может принести Устойчивость Ума.
36. Или безболезненный свет.
37. Или Ум фиксирован на тех, кто подавил все Привязанности.
38. Или, когда он покоится на познаниях во время сна или глубокого сна.
39. Или с помощью медитации согласно собственным склонностям.
40. Его господство простирается от крошечных атомов до самых больших величин.
41. Функции становятся истощёнными, когда ум приводится к обращению к Познающему или Инструменту Познания или к Объекту Познания, он уменьшается до такого состояния "соединения", в котором он принимает форму того, к чему он приложен; подобно чистому кристаллу.
42. Среди этих "соединений" то "Соединение" (Самапатти), которое является перемешанным с "фантазиями" (запутанными представлениями), относящимися к Слову, обозначенному объекту и Познанию (Идее) – это называется "Колебанием" (Нерешительностью) (Савитарка).
43. Когда при исчезновении памяти "соединение" становится словно лишённым своего собственного характера и предстаёт в форме одной вещи, это называется "Непоколебимостью".
44. То же касается "осмотрительности" и "неосмотрительности", ("соединений") также, которые относятся к тонким объектам, уже описанным.
45. Масштаб "тонкости" достигает высшей точки в "нерастворимом".
46. Все эти составляют "имеющую семя" Связь.
47. После чистоты "неосмотрительности" (необдуманности) (Связи) следует ясность (чистота) духовного Сознания.
48. В этом отношении Сознание является "носителем истины" (Ритамбхара).
49. (Такое же Сознание) имеет для своего объекта нечто отличное от Устного познания и познания от Вывода; поскольку это относится к частностям.
50. Впечатление, вызванное этим Сознанием, разрушает другие впечатления.
51. Когда оно также становится подавленным, всё становится подавленным; отсюда следует "Не имеющая семени Связь".


        Глава II. Садхана Пада: Средства достижения связи

1. Аскетизм (простота), Самообучение (Свадхьяя) и Преданность Высшему Богу – это составляет "Йогическую Дисциплину" (Крия Йога).
2. (Йогическая Дисциплина) служит цели: а) быть причиной "Связи" (Самадхи), а также б) ослабить Препятствия.
3. Иллюзия, Самосознание, Привязанность, Антипатия и Стремление к Жизни являются пятью Препятствиями. (Авидья, асмита, рага, двеша и абхинивеша).
4. Иллюзия (Авидья) является питательной средой для тех, что следуют дальше: быть дремлющим, истощённым (ослабленным), отключённым и действенным.
5. Иллюзия заключается в том, что i) невечное рассматривается как вечное, ii) нечистое – как чистое, iii) Страдание – как Удовольствие, iv) Не "Я" – как "Я".
6. Самосознание (Асмита) – это кажущаяся идентичность Способностей Воспринимающего и Способности Восприятия.
7. Привязанность (Рага) – это то, что живёт на Удовольствии.
8. Антипатия (Двеша) – это то, что живёт на Страдании.
9. То (Препятствие), которое течёт само по себе и хорошо известно мудрецу (и не мудрецу), называется "Стремлением к жизни" (Абхинивеша).
10. Эти (Препятствия) уменьшаются до своих тонких форм и от них избавляются благодаря поглощению.
11. От их функционирования можно избавиться с помощью размышления.
12. "Кармический Остаток" (Заслуженный – Незаслуженный) имеет свой корень в Препятствиях и испытывается в "видимых" и в "невидимых" жизнях.
13. Он бывает только тогда, когда существует тот корень и имеет место его осуществление в форме Рождения, Жизни и Опыта (джати, аю и бхога).
14. Из-за того, что они Заслуженные – Незаслуженные (пунья и апунья), они приносят Счастье или Несчастье.
15. Из-за страданий от: а) "следствия" (паринама), б) "раздражения" (тапа), в) "впечатлений" (самскара), а также из-за неблагоприятного функционирования Свойств, для мудрого человека всё является "Страданием".
16. Страдания, которое ещё не пришло, можно избежать (что должно быть осуществлено) (А).
17. Контакт между "Наблюдателем" и "Видимым" является причиной, которая должна быть устранена (Б).
18. То, что видно, является природой "освещения", "деятельности" и "инерции", оно состоит из материальных субстанций (бхута) и органов чувств (индрия) и служит цели Опыта и Освобождения (Бхога и Апаварга).
19. Стадии свойств такие: i) "Дифференцированная", ii) "Недифференцированная", iii) "Единственно Заслуженная" и iv) "Незаслуженная" (вишеша, авишеша, линга-матра и алинга).
20. "Зрителем" является абсолютное сознание, и благодаря чистоте оно является познающим познания.
21. Вся сущность "Видимого" существует для того ("Зрителя", Души).
22. Хотя это прекращает существовать в отношении Души, чьи цели осуществлены, это не прекращает существования полностью, поскольку является общим для других Душ.
23. "Контакт" сил "собственности" и "собственника" вызывает понимание их соответствующих свойств.
24. Причина этого – Иллюзия (Невежество).
25. Её прекращение сопровождается прекращением "контакта", и это является "отгораживанием", и это составляет Уединение (Освобождение) чувствующего существа.
26. Непоколебимое Проницательное (Разборчивое) Знание является средством "отгораживания" (от Страдания).
27. Для него существует понимание с семью конечными пунктами.
28. От практики "ветвей" Союза (Йоганга) происходит искоренение нечистоты, в результате чего знание становится всё более и более светлым (ясным), пока не появляется Разборчивая Проницательность (Вивека-кхьяти).
29. i) Обуздание (Яма), ii) Выполнение ритуалов (Нияма), iii) Положение (Асана), iv) Регуляция Дыхания (Пранаяма), v) Отвлечение (Направление в определённое русло, Пратьяхара), vi) Концентрация (Дхарана), vii) Медитация (Созерцание, Дхьяна) и viii) Союз (Состояние Трансцендентального Сверхсознания, Самадхи) являются "восемью ветвями" (аштанга).
30. Благосклонность (ненасилие, Ахимса), Правдивость (Сатья), Воздержание от воровства (Астея), Обет безбрачия (Брахмачарья) и Свобода от Скупости (нежадность, Апариграха) являются Обузданиями (Ямами).
31. Когда нет ограничений особой категорией, местом, временем или обстоятельством (джати, деша, каля и самая), создаётся Всеохватывающий Великий Авторитет (сарва-бхаума Махаврата).
32. i) Чистота (Шаоча), ii) Удовлетворённость (Сантоша), iii) Аскетизм (Тапас), iv) Изучение (Свадхьяя) и v) Преданность Высшему Богу – являются Выполнениями ритуалов (Нияма).
33. (Когда эти Обуздания и Выполнения ритуалов) встречают препятствия в виде своих "противоположных целей", (должно быть) размышление над этими противоположностями.
34. "Недоброжелательность" и другие "противоположные цели" могут быть: а) совершены, б) подстрекаемы (содействия для совершения) или в) одобрены; они могут быть благодаря: а) алчности, б) гневу или в) заблуждению; и они могут быть: а) лёгкие, б) средние, в) чрезмерные; наблюдения над всеми этими противоположностями должны быть в форме: "всё это приносит бесконечные страдания и невежество".
35. Когда Благосклонность (ненасилие, Ахимса) становится утверждённой, враждебность к нему приостанавливается.
36. Когда Правдивость (Сатья) становится утверждённой, он становится одарённым наградами для действий.
37. Когда становится утверждённым воздержание от воровства, все драгоценные камни идут к нему.
38. Когда становится утверждённым Обет безбрачия (Брахмачарья), тогда достигается сила.
39. Когда становится утверждённой Свобода от Скупости (Апариграха), "знание о том, как" и "после чего" о его рождениях (приходит к нему).
40. От Чистоты (Шаоча) приходит отвращение к своему собственному телу и несоединение с другими.
41. Чистота ума (Саттва-шуддхи), Удовлетворённость (Ясность, Сауманасья), Однонаправленность (Айкагрья), Подчинение чувств (Индрия-джая) и Способность постичь "Я" (Атма-даршана-йогьятва) (приходят).
42. От Удовлетворённости (Сантоша) происходит превосходная удача.
43. От Аскетизма (Тапас) происходит разрушение нечистот, что ведёт к Совершенству тела и чувств.
44. От Изучения (Свадхьяя) (происходит) союз с заботящимся Божеством.
45. От Преданности (Ишвара-пранидхана) Высшему Богу происходит совершенство Связи.
46. Положение (Асана) – это то, что ведёт к твёрдости и лёгкости.
47. С помощью ослабления Напряжения и с помощью созерцания Ананта (Безграничного) (это положение) выполняется.
48. Отсюда отсутствие беспокойства от пар (противоположностей, Двандва).
49. Далее следует "Регуляция Дыхания" (Пранаяма), которая заключается в задержке процесса Вдыхания (Шваса) и Выдыхания (Прашваса).
50. (Эта Регуляция Дыхания) является внешней, внутренней или неподвижной (стационарной) (бахья, абхьянтара, стамбха) функцией, регулируемой пространством, временем и числом (деша, каля, санкхья); и бывает долгой или короткой (диргха, сукшма). (Внешняя является Речакой; внутренняя – Пуракой; неподвижная – Кумбхакой).
51. Четвёртая (Регуляция Дыхания) – та, которая отбрасывает обе: внешнюю и внутреннюю. (Это Кумбхака второго вида).
52. Тогда разрушается то, что прячет свет.
53. Пригодность Ума для Концентрации (Дхараны).
54. Когда чувства больше не находятся в контакте со своими объектами, они становятся похожими на (сдержанный) Ум; вот что составляет Отвлечение (Направление в определённое русло, Пратьяхару).
55. Из этого следует высшая стадия "подчинения чувств".


        Глава III. Вибхути Пада: Силы или совершенства.

1. Концентрация (Дхарана) – это фиксация Ума на определённом месте.
2. Медитация (созерцание, Дхьяна) заключается в непрекращающейся непрерывности созерцания того (места).
3. То же самое, появляющееся в форме объекта (на котором медитировали) и ставшее лишённым, как это было, своих собственных особенностей, есть Союз (Самадхи).
4. Эти три, слившиеся в один субстрат, составляют Дисциплину или сосогласование (Самьяму).
5. От успеха в ней зависит чистота (ясность) Сознания.
6. К ней обращаются по стадиям.
7. Триада более сокровенна (непосредственно действеннее), чем предыдущие.
8. Даже так, это является "внешним" к "бесплодному" (нирбиджа) (Абстрактному Союзу).
9. Когда имеет место подавление реакций "активного конкретного" состояния и появляется реакция "Сдерживания", Ум становится связанным со "сдержанным" состоянием; это состояние "сдержанности" (ниродха) – (Ума).
10. Его спокойствие течёт благодаря той реакции (Самскара).
11. Когда имеет место отвлечение и подъём (соответственно Отвлечение и Концентрация), тогда это является "состоянием Союза" Ума (Самадхи паринама читты).
12. После того, как "бездействующее" и активное состояния Ума одинаково признаны – это его "Состояние Концентрации" (Экаграта паринама читты).
13. Это также объясняет видоизменения: а) свойств (дхарма), б) времени (лякшана, алябхеда, разнообразие времени) и в) "условия" (авастха) в Материальных Субстанциях (бхута) и в органах Чувств (индрии).
14. То, что соотносится с "неподвижными, активными и неразличимыми (скрытыми)" (шанта, удита и авьяпадеша) Свойствами, есть "объект" (дхарми).
15. Разнообразие последовательности (крама) является причиной разнообразия Модификаций (паринама).
16. От Дисциплины (Самьяма), сходящейся на трёх модификациях, происходит знание Прошлого и Будущего.
17. Среди i) слова, ii) значения, iii) понятия (шабда, артха, пратьяя) существует общее "наложение", отсюда смешение; когда Дисциплина (Самьяма) сходится на различии между ними, следует понимание чаяний всех живых существ.
18. От непосредственного восприятия Реакций (самскары) (приносимой схождением на них Дисциплины) следует знание о своих предыдущих рождениях.
19. От (Дисциплины, сходящейся на) прямого восприятия познания результатом будет понимание других человеческих умов.
20. Но понимание не включает субстрат (другого познания), поскольку такой субстрат не формирует объект (восприятие Йога).
21. От Дисциплины, сходящейся на цвете Тела, его видимость становится взвешенной (приостановленной) и его контакт с видимым светом становится разъединённым – отсюда следует "Исчезновение" (Невидимость) тела Йога.
22. "Кармический Осадок" бывает: i) активным и ii) неактивным; – от Дисциплины, сходящейся на них; вытекает предчувствие меньшего конца (смерти); также как от предзнаменований.
23. (От Дисциплины, сходящейся на) Дружелюбии и покое – вытекают силы.
24. (От Дисциплины, сходящейся на) силе различных видов, следует сила слона и других животных.
25. От применения света Светящейся Функции следует знание о мельчайших, скрытых и отдалённых вещах.
26. От Дисциплины, сходящейся на Солнце, следует знание Сфер.
27. От Дисциплины, сходящейся на Луне, следует знание о положении звёзд.
28. От Дисциплины, сходящейся на Полярной Звезде, следует знание об их движениях.
29. От Дисциплины, сходящейся на пупочном кольце, следует знание о строении тела.
30. От Дисциплины, сходящейся на горловой ямке, следует прекращение голода и жажды.
31. (От Дисциплины, сходящейся) на Черепашьей артерии, следует устойчивость.
32. (От сходящейся Дисциплины) на коронарном свете, следует видение совершенных (сиддхов).
33. Или от (Дисциплины, относящейся к) Интуиции – всякая вещь.
34. От Дисциплины, сходящейся на сердце, следует восприятие Ума.
35. "Опыт" заключается в недифференцированном представлении о свойстве Саттвы и Души, которые в действительности совершенно отличаются друг от друга; в как можно более (Свойство Саттвы) угодливой по отношению к другой цели, представление о Душе самой по себе одной (должно быть отличным от того, что относится к Свойству); когда "Дисциплина" сведена на этом различном понятии о Душе самой по себе, следует истинное знание о Душе.
36. Отсюда вытекают (из ряда вон выходящие) Интуитивное, Слуховое, Осязательное, Зрительное, Вкусовое и Обонятельное восприятия.
37. Существуют препятствия на (пути) Союза; но совершенства в "отвлечённом состоянии".
38. От расслабления по причине уз и от знания проходящего через Ум – (вытекает) Умственная способность входить в тело других персон.
39. От контроля над дыханием Удана следует отсутствие препятствия со стороны воды, грязи, колючек и тому подобного, а также "вознесение" (восхождение).
40. От контроля над Саманой вытекает лучезарность.
41. От Дисциплины, сходящейся на отношении между Слуховым органом и Акашей, вытекает сверхъестественный орган слуха.
42. От Дисциплины, сходящейся на отношении между Телом и Акашей, а также от "соединения" (Ума в результате сходящейся Дисциплины) на жизнерадостной Гармонии, вытекает способность проходить через Акашу (Пространство).
43. Когда функция (Ума) не "присвоена", она становится "Великой Бестелесной (Функцией)"; отсюда вытекает падение завесы от Освещения (Просвещения).
44. От Дисциплины, сходящейся на: i) грубой (стхуля); ii) основной (неотъемлемой) (сварупа); iii) тонкой (сукшма); iv) постоянной (присущей) (анвая); v) эффективной (артхаваттва) формах (вещей), вытекает "овладение материальными веществами (субстанциями)".
45. Отсюда проистекает Ослабление (истощение) (аниман) и покой, Совершенство Тела (кая-сампат), "Отсутствие препятствий Функций" (тад-дхарман-анабхигхата).
46. Красота (симметрия формы), Яркость Внешности, Сила и Алмазная Твёрдость (тела) составляют "Совершенство Тела".
47. От Дисциплины, сходящейся на Понимании, Сущности, Эгоизме, Постоянстве и Эффективности (Действенности) (органов Чувств) вытекает овладение Органами Чувств.
48. Отсюда (проистекает) "Быстрота, подобная Умственной", "Свобода от Функции" и "Полное Овладение Изначальной Материей".
49. Когда Йог приходит к существованию просто в форме разборчивости (проницательности) между Материей и Духом, он достигает "Превосходства над всеми вещами", а также "Всеведения".
50. Когда Йог перестаёт отвлекаться на восприятие, "семя зла" становится уничтоженным; отсюда вытекает Уединение (Кайвалья).
51. (Должно быть) избежание привязанности и гордости в небесных (божественных) соблазнах; поскольку существует возможность возвращения зла.
52. От "Дисциплины", сходящейся на "моментах" и их "последовательности", вытекает знание, порождённое различением (проницательностью).
53. Отсюда вытекает узнавание (признание) (различия) двух похожих вещей, даже когда это различие не указано видом, характером (свойством) или положением (джати, лякшана, деша).
54. "Знание, рождённое различением (проницательностью)" является освобождающим, всеобъемлющим, охватывающим вещи во всех условиях и одновременно.
55. [Даже когда человек не знаком с этим знанием, рождённым различением (проницательностью)], если Ум и Душа становятся схожими в чистоте, тогда следует "Обособление".


        Глава IV. Кайвалья Пада: об обособлении

1. "Совершенства" порождаются Рождением, Медицинскими Эликсирами, Заклинаниями, Аскетизмом и Союзом (Джанма, Ошадхи, Мантра, Тапас, Самадхи).
2. (Когда тела одного вида превращаются в тела другого вида), имеет место превращение в другого, которое осуществляется благодаря превращению составных частей.
3. Принадлежности не могут привести составные части в активность; отсюда вытекает разрушение препятствий; как в случае с земледельцем.
4. Созданные (сотворённые) Умы (нирмана читта) проистекают от одного Эгоизма (асмита).
5. Один (Ум) – это то, что побуждает к разной деятельности нескольких (Умов).
6. (Из пяти Совершенств, описанных в Сутре 1, одно "порождено Союзом" без остатка (осадка).
7. Действие Йога "ни белое, ни чёрное", а у других оно бывает трёх видов. (Белое – относящееся к саттве; красное – относящееся к раджасу; чёрное – относящееся к тамасу).
8. Отсюда следует проявление тех склонностей (характеров), которые подходят для осуществления тех действий.
9. По причине однородности (единообразия) между Воспоминанием и реакциями (смрити и самскара), существует немедленная последовательность (или непрерывная связь) (среди склонностей (характеров)), даже если они могут быть отделены "рождениями, местом или временем".
10. Кроме того, они не имеют начала, поскольку стремление вечно длящееся.
11. Столько, сколько (имеется Склонностей), поддерживаемых вместе с помощью: а) причины, б) следствия, в) основания, г) местоположения (хету, пхаля, ашрая, алямбана), их отсутствие ведёт к отсутствию склонностей (васан).
12. Прошлое и Будущее существуют в из природе; поскольку различие существует благодаря различию в условии свойств.
13. Они "проявлены" (вьякта) и "тонкие", и являются природой Атрибутов (гуна).
14. От единства модификации (паринама) вытекает единство вещи (васту-таттва).
15. Чем больше существует различие в познании, даже когда объект (познан) такое же, – причина двух (Познание и Объект) должна быть разной.
16. Объект (васту) не зависит от одного Ума (Познания) (эка-читта-тантра); (поскольку) что должно быть, когда не будет средств познания его?
17. Вещь является или известной, или неизвестной – в последовательности Ума, имеющего необходимость быть слегка окрашенным ею.
18. (Для такого человека, чей Ум сам является "объектом" познания) функции Ума всегда известны; поскольку Душа, которая является Хозяином этого, неизменна.
19. Он (Ум) не может быть самосветящимся, поскольку он воспринимаем.
20. Оба не могут быть постигнуты в одно и то же время.
21. (Если) познание одним Умом другого Ума (будет условием), тогда будет единообразие (однородность) познания познаний, а также смешение Воспоминаний.
22. Неизменная Душа обладает пониманием (постижением) своего собственного познания, когда Ум принимает его форму.
23. Ум слегка окрашенный "наблюдателем" и "наблюдаемое" приходит пониманию (постижению) всех вещей.
24. Несмотря на пестроту бесчисленных впечатлений, Ум следует рассматривать, как существующий для другой цели, поскольку он действует как составной (самхат).
25. Для того, кто воспринял различие, (существует) прекращение всякого познания природы "я".
26. Тогда Ум становится склонным к правильному различению (умению различать, проницательности) и начинает тяготеть к Уединению.
27. В интервалах вследствие того, появляются другие понятия (пратьяя), благодаря Реакциям (самскара).
28. Их разрушение было описано, как близкое разрушению Препятствий (клеша).
29. Когда человек не интересуется даже Правильным Знанием, к нему приходит исключительно абсолютная различающая (проницательная) мудрость, которая ведёт к Союзу, названному "Облаком Добродетели" (дхарма-мегха).
30. Отсюда происходит прекращение Препятствий и "Кармического остатка".
31. В этом состоянии "Инструмент познания" (Ум) освобождается от всех покрывающих загрязнений, становясь безграничным; в котором остаётся мало (оставленного), что следует знать.
32. Отсюда следует окончание последовательности видоизменений (модификаций) Атрибутов (свойств), чья цель осуществлена.
33. "Последовательность" (крама) является противоположностью моментов (кшана) и познаётся посредством конечных стадий модификации (видоизменения).
34. Существует обратное развитие (инволюция) Атрибутов (свойств), когда не существует больше цели, чтобы Душа была обслуживаема ими; это и есть Уединение (Кайвалья); или это может быть определено как "пребывание Ощущающей Души в своей собственной природе" (чити шактех сварупа-пратиштха).


 

* * *



Вариант перевода с санскрита Е.П.Островской и В.И.Рудого.

* ПАТАНДЖАЛА-ДАРШАНА "ЙОГА-СУТРЫ" ПАТАНДЖАЛИ *




        Глава первая. О СОСРЕДОТОЧЕНИИ

Ом, поклонение Ганеше! Да защитит вас тот, кто оставив свою извечную форму,
владычествует над миром [живых существ], различными способами выказывая [ему
свое] благорасположение, уничтоживший [всю] совокупность аффектов, обладатель
страшного яда, со множеством уст и прекрасным капюшоном, творец всеведения,
змеиная свита которого [направляет] к вечному блаженству, он, божественный змей
с белой незапятнанной кожей, дарующий сосредоточение, пребывающий в
сосредоточении. 1. Итак, наставление йоге. 2. Йога есть прекращение деятельности
сознания. 3. Тогда Зритель пребывает в собственной форме. 4. В других случаях -
сходство с деятельностью [сознания]. 5. Пять видов деятельности [сознания]:
загрязненные и незагрязненные. 6. Истинное познание, заблуждение, ментальное
конструирование, сон и память. 7. Истинное познание - [это] восприятие,
умозаключение и авторитетное свидетельство. 8. Заблуждение есть ложное знание,
основанное не на собственной форме [реального объекта]. 9. [Ментальное]
конструирование лишено референции и проистекают из вербального знания. 10. Сон
есть [специфическая] деятельность сознания, опирающегося на отсутствие
[познавательных содержаний]. 11. Память есть сохранение (букв. "неутрачивание")
прошлого опыта. 12. Их прекращение [достигается] благодаря практике и
бесстрастию. 13. Из них практика есть [непрерывное] усилие по сохранению
устойчивости сознания. 14. Но она становится прочно укорененной [только тогда,
когда] ее придерживаются в течение длительного времени без перерыва и с
[должным] вниманием. 15. Бесстрастие есть состояние полного преодоления у того,
кто свободен от влечения к чувственным объектам и целям, освященным традицией.
16. Оно - высшее, [когда] благодаря постижению Пуруши исчезает влечение к гунам.
17. [Оно] - сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности,
рефлексии, блаженства и самости. 18. Другое [сосредоточение, при котором]
остаются [только] формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей
прекращение [деятельности сознания]. 19. [Бессознательное сосредоточение],
обусловленное существованием, [бывает] у бестелесных и растворенных в
первопричине существ. 20. У других [существ бессознательному сосредоточению]
предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость. 21. У наделенных
сильной устремленностью [сосредоточение] - в непосредственной близости. 22. Но и
в этом случае тоже [имеется] различие ввиду слабости, умеренности или
интенсивности [устремлений]. 23. Или же [сосредоточение достигается] вследствие
упования на Ишвару. 24. Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами,
кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] "следами". 25. Семя всезнания в нем не
имеет себе равных. [Он] 26. Учитель также и древних, ибо он не имеет временных
различий. 27. Его [вербальное] выражение - священный слог Ом. 28. [Йог
практикует] его рецитацию и сосредоточение на его объекте. 29. Отсюда -
постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий. 30.
Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ложное
восприятие, неспособность достижения [какой-либо] ступени [сосредоточения],
отсутствие стабильности [при сосредоточении] - эти отвлечения суть препятствия.
31. Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют рассеяным
[состояниям сознания]. 32. в целях их устранения - практика с одной сущностью.
33. Очищение сознания [достигается] культивированием дружелюбия, сострадания,
радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и
пороку. 34. Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания. 35. Либо же
[сверхчувственная] деятельность относительно [соответствующих] объектов при
своем возникновении [также] вызывает ментальную стабильность. 36. Либо
беспечальная и лучезарная... 37. Или же созерцание, имеющее объектом [тех, кто]
свободен от желаний. 38. Или же [сознание], опирающееся на восприятие,
[полученное] в сновидении либо во сне без сновидений. 39. Или благодаря
созерцанию того, что приятно. 40. Его могущество [распространяется на все] - от
атома до величайших [объектов]. 41. Сосредоточение есть состояние "окрашенности"
тем [объектом], на который [сознание] опирается, [то есть] на субъект познания,
на познание и на объект познания, когда развертывание [сознания] прекращено, как
в случае с драгоценным камнем. 42. Здесь сосредоточение "с умозрением" лишено
отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием. 43.
Недискурсивное [сосредоточение есть такое состояние сознания, когда оно],
полностью очищенное от памяти и как бы лишенное собственной формы, проявляет
только объект. 44. Таким же образом объяснены рефлексивное и нерефлексивное
[сосредоточения], имеющие "тонкий" объект. 45. Свойство быть "тонким" объектом
имеет [своим] ограничителем "отсутствие признака" [как исходное состояние
первопричины]. 46. Именно они, [такие виды концентрации], и есть сосредоточение,
обладающее семенем. 47. При искусности в нерефлексивном [сосредоточении
возникает] внутреннее спокойствие. 48. Мудрость, [обретенная] при этом,
[называется] "несущей истину". 49. [Мудрость эта] ввиду специфики своей
направленности имеет иной объект нежели мудрость, [обретенная] на основании
услышанного или на основании логического вывода. 50. Формирующий фактор,
порожденный такой [мудростью], является препятствием для других формирующих
факторов. 51. При устранении и этого [формирующего фактора наступает]
сосредоточение, "лишенное семени", ибо вся [деятельность сознания] прекращена.


        Глава вторая. О СПОСОБАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ [ЙОГИ]

1. Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога действия. 2. [Она
предназначена] для развития [способности] сосредоточения и для ослабления
аффектов. 3. Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть пять
аффектов. 4. Неведение является полем для следующих за ним [аффектов,
пребывающих] в дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью развернутом
[состояниях]. 5. Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, атмана в
невечном, нечистом, страдании, не-атмане. 6. Эгоизм есть [кажущаяся]
тождественность обеих способностей - [чистого] видения и инструмента видения. 7.
Влечение неразрывно связано с наслаждением. 8. Враждебность неразрывно связана
со страданием. 9. Самосущая жажда жизни возникает даже у мудрого. 10. Эти
[аффекты] в "тонком" состоянии устраняются при свертывании [деятельности
сознания]. 11. Их функционирование должно быть устранено посредством йогического
созерцания. 12. Скрытая потенция кармы, имеющая [своим] корнем аффекты, может
ощущаться [как] в видимых, [так и] в невидимых [формах] рождения. 13. При
наличии корня созревание [скрытой потенции кармы обусловливает] форму
существования, продолжительность жизни и жизненный опыт. 14. Ввиду
обусловленности добродетелью или пороком они имеют [своим] результатом
наслаждение [или] страдание. 15. Поистине, для мудрого все есть страдание -
из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов [прошлых]
впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун. 16. Еще не
наступившее страдание [есть то, что] должно быть устранено. 17. Соединение
видящего и видимого есть причина того, что должно быть устранено. 18. Видимое
обладает природой ясности, деятельности и инерции, [оно] по своей сути -
"[великие] элементы" и органы чувств и имеет объектом опыт и освобождение. 19.
Специфическое, неспецифическое, только признак и отсутствие признака суть формы
[развертывания] гун. 20. Зритель есть не что иное, как способность видения; хотя
и чистый, [он] воспринимает [все] содержание сознания. 21. Сущность видимого
[состоит в том, чтобы служить] его цели. 22. Хотя оно исчезло для того, кто
осуществил [свою] цель, но не исчезло для других - в силу свойства быть общим.
23. Соединение есть причина постижения внутренней сущности [того, что есть]
способность быть собственностью и способность быть господином. 24. Его причина -
неведение. 25. Избавление есть отсутствие соединения вследствие отсутствия
[неведения]; это - абсолютная обособленность Видящего. 26. Средство избавления -
неколебимое различающее постижение. 27. Его мудрость предельного уровня - семи
видов. 28. При устранении нечистоты вследствие применения [вспомогательных]
средств йоги свет знания [распространяется] до различающего постижения. 29.
Самоконтроль, соблюдение [религиозных] предписаний, [йогические] позы, регуляция
дыхания, отвлечение [органов чувств], концентрация [на объекте], созерцание и
сосредоточение - [таковы] восемь средств [осуществления] йоги. 30. Самоконтроль
- [это] ненасилие, правдивость, честность, воздержание и неприятие даров. 31.
[Они] не ограниченные кастой, местом, временем и обстоятельствами, то есть
будучи универсальными, [называются] "Великий обет". 32. Соблюдение [религиозных]
предписаний - [это] чистота, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и
преданность Ишваре. 33. Ложные помыслы [служат] препятствием, [следует]
развивать их противоположности. 34. Ложные помыслы о насилии и прочем -
совершенном, побужденном к совершению [или] одобренном, - возникшие вследствие
жадности, гнева [или] заблуждения, [бывают] слабыми, средними и сильными [и
имеют своими] неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания; поэтому
[необходимо] культивировать их противоположности. 35. При утверждении [йогина] в
ненасилии в его присутствии исчезает враждебность. 36. При утверждении в истине
действие и результат становятся зависимыми [от него]. 37. При утверждении в
неворовстве все драгоценности стекаются [к йогину]. 38. При утверждении в
воздержании [происходит] обретение энергии. 39. При твердости в неприятии даров
[возникает] полное просветление относительно [всех] "почему", связанных с
рождением. 40. Благодаря чистоте [возникает] отвращение к собственному телу и
нежелание контакта с другими. 41. Чистота саттвы, ментальное удовлетворение,
концентрация [сознания], контроль органов чувств и способности самонаблюдения.
42. Вследствие удовлетворительности [становится возможным] обретение высшего
счастья. 43. Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству
[обретается] совершенство тела и органов чувств. 44. В результате самообучения
[возникает] связь с наставляющим божеством. 45. Благодаря упованию на Ишвару
[обретается] совершенство в [йогическом] сосредоточении. 46. Асана есть
неподвижная и удобная [поза]. 47. При прекращении усилия [или] сосредоточении на
бесконечном [Асана достигается]. 48. Благодаря ей прекращается воздействие
парных противоположностей. 49. При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то
есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха]. 50. [Она]
проявляется как внешняя, внутренняя [или как] задержка [дыхания], регулируется
по месту, времени и числу [и благодаря практике становится] длительной и тонкой.
51. Четвертый [вид пранаямы] превосходит внутреннюю и внешнюю сферы. 52.
Благодаря ей разрушается препятствие для света. 53. И пригодность манаса к
концентрации. 54. При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы
следуют внутренней форме сознания - [это и есть] отвлечение. 55. Благодаря ему
[достигается] полное подчинение органов чувств.


        Глава третья. О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ

1. Концентрация есть фиксация сознания на [определенном] месте. 2. Созерцание
(дхьяна) есть сфокусированность [однородных] состояний сознания на этом [месте].
3, Именно оно, высвечивающее только объект [и] как бы лишенное собственной
формы, и есть сосредоточение (самадхи). 4. Три вместе - санъяма. 5. Благодаря
овладению ею [возникает] свет мудрости. 6. Ее применение [осуществляется]
постадийно. 7. Три - внутренние [в отличие] от предшествующих. 8. И они же -
внешние [средства сосредоточения], "лишенного семени". 9. Изменение [сознания на
стадии] остановки, связанное с сознанием в моменты прекращения [его
деятельности], есть [не что иное, как] ослабление активных санскар и появление
санскар в подавленном состоянии. 10. Его спокойное течение [достигается]
благодаря санскаре. 11. Изменение сосредоточения есть прекращение
многонаправленности сознания и возникновение его однонаправленности. 12. И,
наконец, изменение однонаправленности сознания - [это] тождественность прошедших
и возникших познавательных содержаний. 13. Тем самым объяснены изменения
качественной определенности, отличных признаков и условий [существования]
элементов и органов чувств. 14. Носитель, [то есть субстанция], последовательно
выступает как исчерпавшая себя, наличная [или] невыразимая качественная
определенность. 15. Различие последовательности есть основание для различия
[стадий] изменения. 16. Благодаря санъяме на трех изменениях [возникает] знание
прошлого и будущего. 17. Из-за ложного отождествления слова, объекта и значения
[происходит] их смешение. Благодаря санъяме относительно их различия [возникает]
знание звуков, [издаваемых] всеми живыми существами. 18. Благодаря
непосредственному постижению санскар [возникает] знание прошлых перерождений.
19. [Благодаря непосредственному восприятию] содержания познавательного акта
[возникает] знание чужой ментальности. 20. Но не вместе с ее опорой, поскольку
[внешняя опора] не может выступать объектом его [познания]. 21. Благодаря
санъяме на [внешней] форме тела при устранении ее способности быть
воспринимаемой в результате прекращения контактов между органом зрения и светом
[возникает] невидимость. 22. Карма [может иметь] непосредственный результат и
результат, отодвинутый во времени; благодаря санъяме относительно кармы или на
основании дурных предзнаменований [возникает] знание о предстоящей кончине. 23.
[Благодаря санъяме] на дружелюбии и других [чувствах возникают] силы [дружелюбия
и прочих чувств]. 24. [Благодаря санъяме] на силах [возникают] сила слона и
прочие [силы]. 25. Благодаря направленности света деятельности [манаса
возникает] знание тонких, скрытых и удаленных [объектов]. 26. Благодаря санъяме
на Солнце [возникает] знание Вселенной. 27. [Благодаря санъяме] на Луне
[появляется] знание расположения звезд. 28. [Благодаря санъяме] на Полярной
звезде [появляется] знание их движения. 29. [Благодаря санъяме] на пупочной
чакре [появляется] знание строения тела. 30. [Благодаря санъяме] на гортани
устраняются голод и жажда. 31. [Благодаря санъяме] на черепаховой трубке
[достигается] неподвижность. 32. [Благодаря санъяме] на свете в голове
[возникает] видение сиддхов. 33. А благодаря интуитивному озарению [наступает]
все [ведение]. 34. [При санъяме] на сердце [достигается] постижение сознания.
35. Опыт есть акт (или содержание) сознания, в котором отсутствует различение
саттвы и Пуруши, абсолютно не смешивающихся [друг с другом], поскольку [саттва
определяется] свойством быть объектом для другого. Благодаря санъяме [на том,
что существует] для собственной цели, [возникает] знание Пуруши. 36. Из него
возникает [интуитивное] провидение [и паранормальные способности] слуха,
осязания, вкуса и обоняния. 37. Они являются препятствиями при [йогическом]
сосредоточении и [магическими] "совершенствами" при пробужденном [состоянии
сознания]. 38. Вследствие ослабления причины зависимости и постижения образа
действия сознания [становится возможным] его вхождение в другое тело. 39.
Вследствие подчинения уданы преодолеваются [такие] препятствия, как вода,
трясина, колючки и тому подобное, а также [появляется способность] восхождения
[на небо после смерти]. 40. Вследствие подчинения саманы [возникает] яркое
свечение. 41. Благодаря санъяме на связи между органом слуха и акашей
[возникает] божественное слышание. 42. Благодаря санъяме на связи между телом и
акашей или вследствие сосредоточения [сознания] на легкости, [как у ваты,
возникает способность] передвижения в акаше. 43. Реальная деятельность
[сознания] вне [тела называется] Великой бестелесной; благодаря ей устраняется
препятствие для света. 44. Благодаря санъяме на грубом, на собственной форме, на
тонком, на присущем и на целеполагании [возникает способность] подчинения себе
"[великих] элементов". 45. Как следствие этого - появление [способности]
уменьшаться до размера атома и прочего, телесное совершенство и отсутствие
противодействия со стороны свойств ["великих элементов"]. 46. Телесное
совершенство - красота, приятность, сила и твердость алмаза. 47. Как следствие
санъямы относительно восприятия, собственной сущности, самости, присущности и
целеполагания [у йогина вырабатывается] подчинение органов чувств. 48. А отсюда
- быстрота, как у разума, бессубстратный опыт и господство над первопричиной.
49. Способность абсолютного господства над всеми формами существования и
способность всеведения [возникает] только у того, кто обладает знанием различия
между саттвой и Пурушей. 50. Как результат полного бесстрастия даже по отношению
к этой [способности], когда разрушены семена [всех] дефектов, [возникает]
абсолютное разъединение. 51. В случае приглашения от [существ], находящихся на
[более высоких] ступенях [бытия, йогин не должен испытывать] ни тщеславия, ни
радости, так как нежелательная привязанность [может появиться] вновь. 52.
Благодаря санъяме на моментах и их последовательности [возникает] знание,
порожденное различием. 53. Благодаря ему [достигается истинное] знание двух
тождественных [объектов], когда нельзя установить их различие относительно
родовой характеристики, свойств и положения в пространстве. 54. Озаряющее,
всеобъемлющее, всевременное и мгновенное, - таково знание, порожденное
различием. 55. При схожести чистоты саттвы и Пуруши [возникает] абсолютное
обособление.


        Глава четвертая. ОБ АБСОЛЮТНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ

1. Совершенные способности возникают благодаря [соответствующей форме] рождения,
лекарственным снадобьям, [чтению] мантр, практике аскетизма [и] йогическому
сосредоточению. 2. [Их] трансформация в другую форму существования [происходит]
в результате восполнения первопричины. 3. Инструментальная причина не является
побудителем производящих причин, но благодаря ей уничтожаются препятствия, как у
земледельца [при орошении полей]. 4. Сотворенные сознания [могут возникнуть]
только из самости. 5. При [всем] разнообразии [их] деятельности сознание,
которое направляет [действие] многих, одно. 6. Из этих [видов сознания то, что]
порождено йогическим сосредоточением, не имеет скрытых следов. 7. Карма йогина
не белая, не черная; у других [же] - трех видов. 8. Отсюда проявление только тех
бессознательных впечатлений, которые соответствуют созреванию плода своей
[кармы]. 9. [Бессознательные впечатления], даже разделенные формой рождения,
пространством и временем, [находятся] в неразрывной связи вследствие
однородности памяти и формирующих факторов. 10. И они безначальны, ибо жажда
жизни вечна. 11. Поскольку [формирование бессознательных впечатлений] включает
причину, мотив, носителя и внешнюю опору, то при отсутствии таковых эти
[бессознательные впечатления также] отсутствуют. 12. Поскольку качественные
определенности различаются по времени, прошлое и будущее пребывают в своей
собственной форме. 13. Они суть проявленные или "тонкие" и наделены природой
гун. 14. Самотождественность объекта [обусловлена] единообразием изменений. 15.
При самотождественности объекта [содержание воспринимающих его] сознаний
различны; поэтому обе эти [реальности] относятся к разным сферам. 16. Кроме
того, объект не зависит от единичного сознания, [ибо, если] он [почему-либо] не
может быть познан, то чем же в этом случае он будет. 17. Объект познан или не
познан в зависимости от того, воздействует ли он на сознание [или не
воздействует]. 18. Содержания деятельности сознания всегда известны их
господину, ибо свойство изменяться к Пуруше не относится. 19. Оно не освещает
самое себя по причине свойства быть объектом восприятия. 20. Кроме того, обе они
не [могут быть] познаны в одно и то же время. 21. При [допущении, что одно
содержание сознания воспринимается] другим содержанием сознания, [возникает
дурная] бесконечность понимания понимания и смешение памяти. 22. Чистая энергия
сознания, не передающаяся [объектам], познает свой собственный разум, принимая
его внешнюю форму. 23. Сознание, окрашенное Зрителем и тем, что воспринимается,
[становится] всеобъектным. 24. Это [сознание], хотя и расцвеченное бесчисленными
впечатлениями, [существует] для Другого, поскольку оно выполняет соединяющую
функцию. 25. У видящего различие прекращаются [все] размышления о собственном
существовании. 26. Тогда сознание растворяется в различении и тяготеет к
абсолютному обособлению. 27. В нем иногда [проявляются] другие содержания,
[порожденные] формирующими факторами. 28. Избавление от них подобно [избавлению]
от аффектов. 29. У того, кто не привязан и к высшему постижению, вследствие
различения всегда [возникает] йогическое сосредоточение, [именуемое] "Облако
дхармы". 30. Благодаря ему исчезают аффекты и карма. 31. И тогда, при
беспредельности знания, освобожденного от всех загрязняющих его препятствий,
немногое [остается] из того, что должно быть познано. 32. В результате этого
завершается последовательное изменение гун, осуществивших свою цель. 33.
Последовательность, понимаемая как конечный предел изменения, есть
противоположность мгновения. 34. Абсолютное освобождение есть полное свертывание
гун, более не являющихся объектом для Пуруши; оно же - энергия сознания,
пребывающая в самой себе.


 

* * *



ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ



(Альтернативный перевод № 2)




        Переведено (на английский) Тибетцем из книги "Свет души"]
Тибетский учитель сказал, что Сутры Патанджали будут системой, используемой для тренировки учеников в управлении умом на протяжение следующих 700 лет (А. Бэйли. Ученичество в новом веке, т. II)
        Особенным делает этот перевод то обстоятельство, что Д.К. перевёл скорее смысл, лежащий за писаниями Патанджали, чем сделал буквальный перевод, который при переводе с санскрита на английский невозможен. Д.К. смог настроиться на мыслеформы, лежащие за словами, и перевести их на английский.


         Книга I
        Самадхипадах
        Задача единения


1. АУМ. Следующие инструкции касаются Науки Единения.
2. Это Единение (или йога) достигается подчинением психической природы и сдерживанием читты (или ума).
3. Когда это исполнено, йог знает себя таким, каков он на самом деле.
4. До этого внутренний человек отождествлял себя со своими формами и их активными видоизменениями.
5. Состояний ума — пять, и они подлежат удовольствию или боли, они болезненны или не болезненны.
6. Эти видоизменения (виды деятельности) суть правильное знание, неправильное знание, воображение, пассивность (сон) и память.
7. Основа правильного знания — правильное восприятие, правильное заключение, и правильное наблюдение (или точное свидетельство).
8. Неправильное знание основывается на восприятии формы, а не на состоянии бытия.
9. Воображение основывается на образах, не имеющих реального существования.
10. Пассивность (сон) основывается на состоянии бездействия вритти (или невосприятии чувств).
11. Память есть удержание узнанного.
12. Управление этими видоизменениями внутреннего органа, ума, достигается неустанными усилиями и непривязанностью.
13. Неустанное применение — это постоянное усилие в сдерживании видоизменений ума.
14. Когда то, что должно быть достигнуто, достаточно оценено, и усилия, направленные к его достижению, производятся постоянно и без перерыва, тогда устойчивость ума (удержание вритти) обеспечивается.
15. Непривязанность — это свобода от хотения всех объектов желания, земных или узнанных из предания, здешних или нездешних.
16. Результатом совершенства в этой непривязанности является точное знание духовного человека, освобождённого от качеств, или гун.
17. Сознание объекта достигается концентрацией на его четверичной природе: форме, через исследование; качестве (или гуне), через различающее соучастие; назначении, через вдохновение (или блаженство); и душе, через отождествление.
18. Следующая стадия самадхи достигается, когда однонаправленной мыслью внешняя деятельность успокаивается. На этой стадии читта отвечает только на субъективные впечатления.
19. Описанное только что самадхи не проникает за границы мира явлений; оно не проникает дальше богов и того, что познаваемо в связи с этим конкретным миром.
20. Другие йоги достигают самадхи и приходят к распознаванию чистого духа через веру, за которой следуют энергия, память, медитация и правильное восприятие.
21. Достижение этого состояния (духовного сознания) быстро для тех, чья воля интенсивно жива.
22. Применяющие подобным образом волю различаются, поскольку её использование может быть интенсивным, умеренным или мягким. Однако есть ещё один путь достижения истинного духовного сознания.
23. Вверением Ишваре достигается знание Ишвары.
24. Этот Ишвара есть душа, нетронутая ограничением, свободная от кармы и желания.
25. В Ишваре, Гурудэве, зародыш всего знания расширяется в бесконечность.
26. Ишвара, Гурудэва, будучи не ограничен условиями времени — учитель древнейших Владык.
27. Слово Ишвары — АУМ (или ОМ). Это Пранава.
28. Через звучание этого слова и размышление над его значением обретается Путь.
29. Из этого приходит осознание Я (души) и удаление всех препятствий.
30. Препятствия к познанию души — это телесное расстройство, умственная инерция, неправильная постановка вопросов, невнимательность, лень, недостаток беспристрастия, ошибочное восприятие, неспособность добиться концентрации, неудача в удержании достигнутого медитативного состояния.
31. Боль, отчаяние, неуместная телесная деятельность и неправильное направление жизненных потоков — результаты препятствий в низшей психической природе.
32. Чтобы преодолеть препятствия и им сопутствующее, требуется интенсивное приложение воли к какой-нибудь одной истине (или принципу).
33. Покоя читты (или умственной материи) можно добиться через практику сострадания, мягкости, постоянства намерения и беспристрастности к удовольствию или боли или всем формам добра и зла.
34. Покоя читты также достигают регуляцией праны или жизненного дыхания.
35. Ум можно тренировать в устойчивости через те формы концентрации, которые имеют отношение к чувственным восприятиям.
36. Медитацией на Свете и Сиянии может быть достигнуто знание духа и таким образом достигнут мир.
37. Читта стабилизируется и освобождается от иллюзии по мере очищения низшей природы и прекращения потворствования ей.
38. Мир (устойчивость читты) достигается медитацией на том знании, которое дают сны.
39. Мир также достигается концентрацией на самом дорогом сердцу.
40. Таким образом осознание расширяется от бесконечно малого к бесконечно великому, и от ану (атома или пятнышка) до атмы (или духа) совершенствуется знание.
41. Для того, чьи вритти (изменения субстанции ума) полностью под контролем, наступает состояние тождества и подобия тому, что осознаётся. Познающий, знание и поле познания становятся одним, подобно тому, как кристалл вбирает в себя цвета того, что в нём отражается.
42. Когда воспринимающий соединяет слово, идею (или смысл) и объект, это называется умственным состоянием справедливого рассуждения.
43. Восприятие без такого рассуждения достигается, когда память более не управляет, слово и объект превзойдены, и присутствует лишь идея.
44. Подобные же два процесса концентрации — с суждением ума и без — могут быть приложены также и к вещам тонким.
45. Грубое ведёт в тонкое, а тонкое, постепенными стадиями, — в то состояние чистого духовного бытия, которое называется прадханой.
46. Всё это составляет медитацию с семенем.
47. Когда достигается это сверхсозерцательное состояние, то через уравновешенное спокойствие читты (умственной материи) йог обретает чистое духовное осознание.
48. Его восприятие теперь безошибочно точно (его ум раскрывает только Истину).
49. Это особое восприятие уникально и открывает то, что рациональный ум (используя свидетельство, заключение и дедукцию) не может открыть.
50. Это противостоит всем другим впечатлениям, или вытесняет их.
51. Когда это состояние восприятия само сдерживается, или вытесняется, тогда достигается чистое самадхи.


         Книга II
        Садханападах
        Шаги к единству


1. Йога действия, ведущая к единству с душой — это огненное устремление, духовное чтение и вверение Ишваре.
2. Цель этих трёх — добиться душевного видения и устранить препятствия.
3. Которые являются трудностями, создающими помехи — это авидья (невежество), чувство личности, желание, ненависть и чувство привязанности.
4. Авидья — причина всех прочих препятствий, будь они латентны, в процессе устранения, преодолены или в полном действии.
5. Авидья — это когда путают постоянное, чистое, полное блаженства и Я с тем, что непостоянно, нечисто, болезненно и не-Я.
6. Чувству личности служит причиной отождествление познающего с инструментами познания.
7. Желание — это привязанность к предметам удовольствия.
8. Ненависть — это отвращение к любому предмету чувств.
9. Интенсивное желание чувствующего существования — это привязанность. Оно присуще всякой форме, самоподдерживаемо и знакомо даже очень мудрым.
10. Эти пять помех, когда они тонко познаны, можно преодолеть противоположным умственным настроем.
11. Их деятельность устраняется процессом медитации.
12. Сама карма коренится в этих пяти помехах и должна принести плоды в этой или последующей жизни.
13. Пока эти корни (или самскары) существуют, их результатом будет рождение, жизнь и переживания, вызывающие удовольствие или боль.
14. Эти семена (или самскары) производят удовольствие или боль согласно тому, была ли породившая их причина доброй или злой.
15. Просветлённый всё существование (в трёх мирах) считает болью по причине деятельности гун. Эта деятельность тройственна, производя последствия, беспокойство и подсознательные впечатления.
16. Боль, которая ещё не пришла, может быть устранена.
17. Иллюзия того, что воспринимающий и воспринимаемое — одно и то же, является причиной (вызывающих боль следствий), которая должна быть устранена.
18. У воспринимаемого — три качества, саттва, раджас и тамас (ритм, подвижность и инерция); оно состоит из элементов и органов чувств. Использование их даёт опыт и конечное освобождение.
19. Подразделение гун (или качеств материи) — четверично; это определяемое, неопределяемое, то, на что можно лишь указать, и неприкосновенное.
20. Видящий — это чистое знание (гнозис). Хотя и чистый, он смотрит на представленную ему идею через посредство ума.
21. Всё, что есть, существует ради души.
22. Для человека, достигшего йоги (или единства), вещественная вселенная прекращает существовать. Однако она существует для тех, кто ещё не свободен.
23. Сообщество души с умом, и таким образом, с тем, что он воспринимает, даёт понимание природы познаваемого, а также и Познающего.
24. Причина этого сообщества — невежество или авидья. Это должно быть преодолено.
25. Когда невежество пресекается разобщением с воспринимаемыми вещами — это великое освобождение.
26. Состояние привязанности преодолевается поддерживаемым в совершенстве распознаванием.
27. Достигаемое знание (или просветление) семерично и приобретается постепенно.
28. Когда средства йоги постоянно практикуются и нечистота преодолена, происходит озарение, ведущее к полному просветлению.
29. Восемь средств йоги — это заповеди (или яма), правила (или нияма), поза (или асана), правильное управление жизненной силой (или пранаяма), абстрагирование (или пратьяхара), внимание (или дхарана), медитация (или дхьяна), и созерцание (или самадхи).
30. Непричинение вреда, правдивость ко всем существам, воздержание от воровства, невоздержанности и жадности составляют яму, или пять заповедей.
31. Заповеди ямы составляют всеобщий долг и безотносительны к расе, месту, времени или экстремальным случаям.
32. Внутреннее и внешнее очищение, удовлетворённость, огненное устремление, духовное чтение и преданность Ишваре составляют нияму (или пять правил).
33. Когда присутствуют мысли, противные йоге, следует культивировать противоположные.
34. Мысли, противные йоге, — это причинение вреда, ложь, воровство, невоздержанность и жадность; совершены ли они лично, спровоцированы ли к совершению или одобрены, произошли ли они от жадности, гнева или заблуждения (невежества), будь они незначительными, средними или великими. Их результатом всегда бывают чрезмерная боль и невежество. По этой причине следует культивировать противоположные мысли.
35. В присутствии обладающего совершенным непричинением вреда прекращается всякая вражда.
36. Когда достигнуто совершенство в правдивости в отношении всех, сразу же проявляется действенность слов и поступков йога.
37. Когда достигнуто совершенство в воздержании от воровства, йог может иметь всё, что желает.
38. А устранением несдержанности приобретается энергия.
39. С избавлением от скупости приходит понимание закона повторных рождений.
40. Внутреннее и внешнее очищение даёт отстранение от формы — как от своей собственной, так и от всех прочих.
41. Через очищение также приходят спокойствие духа, концентрация, подчинение органов и способность видеть Я.
42. В результате удовлетворённости достигается счастье.
43. Благодаря огненному устремлению и устранению всякой нечистоты приходит совершенствование телесных сил, а также чувств.
44. Духовное чтение приводит к контакту с душой (или божественным Единым).
45. Вверением Ишваре достигается цель медитации (или самадхи).
46. Принимаемая поза должна быть устойчивой и лёгкой.
47. Устойчивость и лёгкость позы достигается лёгким, но постоянным усилием и сосредоточением ума на бесконечном.
48. Когда это достигается, пары противоположностей более не ограничивают.
49. Когда правильная поза (асана) достигнута, следует правильное управление праной (пранаяма) и правильные вдох и выдох при дыхании.
50. Правильное управление праной (или жизненными потоками) бывает внешнее, внутреннее или неподвижное; зависит от места, времени и количества, а также бывает растянутым или кратким.
51. Есть и четвёртая стадия, которая превосходит те, что имеют дело с внутренними и внешними фазами.
52. Посредством её то, что скрывает свет, постепенно удаляется.
53. И ум приготовляется к сосредоточенной медитации (дхаране).
54. Отвлечение (или пратьяхара) — это подчинение чувств мыслящим принципом и их вывод из того, что до тех пор было их объектом.
55. В результате этих мер следует полное подчинение органов чувств.


         Книга III
        Вибхутипадах
        Достигнутое единство и его результаты


1. Сосредоточение — это фиксация читты (умственной материи) на определённом объекте. Это дхарана.
2. Поддерживаемое сосредоточение (дхарана) — это медитация (дхьяна).
3. Когда читта становится поглощённой тем, что есть реальность (или идеей, которая воплощена в форме), и не знает отделённости или личного я, тогда это созерцание (или самадхи).
4. Когда сосредоточение, медитация и созерцание составляют одно последовательное действие, тогда достигается самьяма.
5. Как результат самьямы приходит воссияние света.
6. Это просветление постепенно; оно развивается шаг за шагом.
7. Эти последние три средства йоги имеют более сокровенный субъективный эффект, чем предыдущие.
8. Однако даже эти три являются внешними по отношению к истинной медитации без семени (или самадхи), которая не основывается на объекте. Она свободна от эффектов, вызываемых различающей природой читты (или умственной материи).
9. Последовательность умственных состояний следующая: ум реагирует на видимое; затем следует момент умственного контроля. Затем наступает момент, в который читта откликается на оба этих фактора. Наконец они уходят, и воспринимающее сознание обладает полной властью.
10. Культивирование этой привычки ума в конечном счёте приводит к устойчивости духовного восприятия.
11. Установление этой привычки и удержание ума от его склонности к созданию мыслеформ в конечном счёте приводит к постоянной способности созерцать.
12. Когда умственный контроль и управляющий фактор приведены в равновесие, наступает состояние однонаправленности.
13. Этим процессом познаются и осознаются аспекты каждого объекта, их характеристики (или форма), их символическая природа и их особенное использование в условиях времени (стадия развития).
14. Приобретаются характеристики любого объекта, проявленные или латентные.
15. Эта стадия развития отвечает за различные видоизменения изменчивой психической природы и мыслящего принципа.
16. Через сосредоточенную медитацию на тройственной природе всякой формы приходит откровение о том, что было и что будет.
17. Звук (или слово), которое это (объект) обозначает и воплощённая духовная сущность (или идея) часто путаются в уме воспринимающего. Сосредоточенной медитацией (самьямой) на этих трёх аспектах достигают (интуитивного) понимания звука, издаваемого всеми формами жизни.
18. Знание прежних воплощений становится доступным, когда приобретается способность видеть мыслеобразы.
19. Благодаря сосредоточенной медитации становятся видимы мыслеобразы в умах других людей.
20. Однако объект этих мыслей не виден воспринимающему, он видит только мысль, а не объект. Его медитация исключает осязаемое.
21. Сосредоточенной медитацией на различии между формой и телом, свойства тела, делающие его видимым человеческому глазу, отрицаются (или выводятся) и йог может сделать себя невидимым.
22. Карма (или последствия) бывает двух видов: безотлагательная карма и будущая карма. Совершенно сосредоточенной медитацией на них, йог познаёт срок своего опыта в трёх мирах. Это знание приходит также и из признаков.
23. Единение с другими достигается однонаправленной медитацией на трёх состояниях чувства — сострадании, нежности и бесстрастии.
24. Медитация, однонаправленно сконцентрированная на силе слона, пробудит эту силу или свет.
25. Совершенно сосредоточенная медитация на пробуждённом свете даёт сознание того, что тонко, скрыто или удалённо.
26. Через медитацию, однонаправленно фиксированную на солнце, придёт сознание (или знание) семи миров.
27. Знание всех лунных форм возникает посредством однонаправленной медитации на луну.
28. Сосредоточение на Полярной Звезде даст знание орбит планет и звёзд.
29. Сосредоточенным вниманием на центре, называемым солнечным сплетением, достигают совершенного знания состояния тела.
30. Фиксируя внимание на горловом центре — прекращения голода и жажды.
31. Фиксацией внимания на трубке или нерве ниже горлового центра достигается равновесие.
32. Достигших власти над собой можно видеть и контактировать с ними, фокусируя свет в голове. Эта способность развивается однонаправленной медитацией.
33. Все вещи могут быть познаны в живом свете интуиции.
34. Из однонаправленной медитации на сердечном центре происходит понимание умственного сознания.
35. Переживание (пар противоположностей) происходит из неспособности души делать различие между личным я и пурушей (или духом). Вещественные формы существуют для пользования (и опыта) духовного человека. Из медитации на этом происходит интуитивное восприятие духовной природы (пуруши).
36. В результате этого опыта и медитации развиваются высшее слышание, осязание, зрение, вкус и обоняние, производя интуитивное знание.
37. Эти силы представляют препятствие к высшему духовному осознанию, но служат магическими силами в вещественных мирах.
38. Освобождением от причин привязанности через их ослабление и понимание способа переноса (вывода или ввода), умственная материя (или читта) может войти в другое тело.
39. Подчинением направленной вверх жизни (уданы) достигается освобождение из воды, тернистого пути, трясины, а также сила вознесения.
40. Подчинением саманы искра становится пламенем.
41. Путём однонаправленной медитации на отношении между акашей и звуком, развивается орган духовного слышания.
42. Однонаправленной медитацией на отношении, существующем между телом и акашей, достигается вознесение из материи (трёх миров) и способность путешествия в пространстве.
43. Когда устранено то, что скрывает свет, наступает состояние бытия, называемое развоплощённым, свободное от видоизменений мыслящего принципа. Это состояние просветления.
44. Однонаправленная медитация над пятью формами, принимаемыми каждым элементом, даёт господство над всеми элементами. Эти пять форм — грубая природа, элементальная форма, качество, проницаемость и основное назначение.
45. Через это господство достигается утончённость и прочие сиддхи (или силы), а также телесное совершенство и свобода от всех помех.
46. Симметрия формы, красота цвета, алмазная сила и твёрдость составляют телесное совершенство.
47. Господство над чувствами достигается сосредоточенной медитацией на их природе, их особых свойствах, эгоизме, проницаемости и полезном назначении.
48. В результате этого совершенства приходит быстрота действия, подобная присущей уму, восприятие, независимое от органов, и господство над коренной субстанцией.
49. Человек, способный различать между душой и духом достигает превосходства над всеми обстоятельствами и становится всеведущим.
50. Бесстрастным отношением к этому достижению и ко всем силам души, тот, кто свободен от семян привязанности, достигает состояния уединённого единства.
51. Следует полностью отвергнуть все соблазны, исходящие от всех форм существования, даже небесных, поскольку возвращение зловредных контактов ещё возможно.
52. Интуитивное знание развивается применением различающей способности во время однонаправленного сосредоточения на моментах и их продолжительной последовательности.
53. Из этого интуитивного знания рождается способность различать (между всеми существами) и познавать их тип, качества и положение в пространстве.
54. Это интуитивное знание, являющееся великим Избавителем, вездесуще, всеведуще и включает прошлое, настоящее и будущее в Вечном Сейчас.
55. Когда вещественные формы и душа достигли состояния равной чистоты, тогда достигнуто единение и происходит освобождение.


        Книга IV
        Кайвальяпадах
        Просветление


1. Высшие и низшие сиддхи (или силы) могут быть приобретены от рождения, или достигаются посредством зелий, слов силы (мантр), сильного стремления (тапаса), или медитации (самадхи).
2. Перенос сознания из низшего проводника в высший — это часть великого творческого и эволюционного процесса.
3. Практики и методы не являются истинной причиной переноса сознания, но служат для устранения препятствий, подобно приготовлению земледельцем пашни для сева.
4. Сознание "я есмь" ответственно за создание органов, через которые наслаждается чувство индивидуальности.
5. Сознание едино, однако производит разнообразные формы многих.
6. Среди форм, принимаемых сознанием, только та, что является результатом медитации (дхьяны), свободна от латентной кармы.
7. Деятельность освобождённой души свободна от пар противоположностей. Деятельность других людей бывает трёх видов.
8. Из этих трёх видов кармы возникают те формы, которые необходимы для осуществления её последствий.
9. Между памятью и причиной, создающей следствие, имеет место тождество отношения, даже при разделении видом, временем и пространством.
10. Желание жить является вечным, и эти созданные умом формы не имеют известного начала.
11. Эти формы создаются и держатся вместе желанием, основной причиной, личностью, результирующим последствием, умственной жизненностью или волей жить, и поддержкой направленной вовне жизни или цели, когда же они перестают притягивать, тогда и формы также прекращают существование.
12. Прошлое и настоящее существуют в реальности. Форма, принимаемая во временн'ом понятии настоящего — результат характеристик, развитых [ранее] и содержит латентные семена будущих качеств.
13. Характеристики, латентные или действующие, относятся к природе трёх гун (качеств материи).
14. Проявление вещественной формы происходит по причине однонаправленности причины, создающей следствие (совмещения видоизменений читты или умственной материи).
15. Эти два, сознание и форма, отличны и отдельны; и хотя формы могут быть похожими, сознание может функционировать на различающихся уровнях бытия.
16. Многие видоизменения единого ума производят различные формы, существование которых зависит от этих умственных импульсов.
17. Эти формы воспринимаются или нет соответственно качествам, латентно содержащимся в воспринимающем сознании.
18. Владыка ума, воспринимающий, всегда осведомлён о постоянно активной умственной материи, причине, производящей следствие.
19. Поскольку это может быть увидено или воспринято, то очевидно, что ум не является источником просветления.
20. Также не может он знать и два объекта одновременно, себя и то, что внешне по отношению к нему самому.
21. Если допустить знание ума (читты) удалённым умом, то из этого придётся заключить существование бесконечного количества познающих, а последовательность реакций памяти будет стремиться к бесконечной путанице.
22. Когда духовный разум, стоящий одиноко и освобождённый от объектов, отражает себя в умственной материи, тогда приходит осведомлённость о Я.
23. Тогда умственная материя, отражая и познающего, и познаваемое, становится всеведущей.
24. Умственная материя также, отражая бесконечное множество умственных впечатлений, становится инструментом Я и действует, как объединяющий агент.
25. Состояние уединённого единства (ушедшее в истинную природу Я) — это вознаграждение человеку, который может различать между мысленной материей и Я, или духовным человеком.
26. Тогда ум стремится к распознаванию и возрастающему просветлению, как к истинной природе единого Я.
27. Однако в силу привычки ум будет отражать другие умственные впечатления и воспринимать объекты чувственного восприятия.
28. Эти отражения имеют природу помех, и метод их преодоления — тот же самый.
29. Человек, который развивает непривязанность даже в своём стремлении к просветлению и уединённому единству, в конце концов становится осведомлён об осеняющем облаке духовного знания.
30. Когда эта стадия достигнута, тогда помехи и карма преодолеваются.
31. Когда, путём удаления помех и очищения всех оболочек, вся сумма знания становится доступной, больше не остаётся ничего, что нужно сделать человеку.
32. Видоизменения умственной материи (или качества материи) по причине природы, присущей трём гунам, оканчиваются, поскольку они сослужили свою службу.
33. Время, являющееся последовательностью видоизменений ума, подобным же образом прекращается, уступая Вечному Сейчас.
34. Состояние уединённого единства (кайвалья) становится возможным, когда три качества материи (гуны или силы природы) более не имеют никакой власти над Я. Чистое духовное сознание удаляется в Единое.


 
  Osho meditations, sannyas sharing

На сайте сейчас посетителей: 1527. Из них гостей: 1527.

Создание и поддержка портала - мастерская Фэнтези Дизайн © 2006-2011

Rambler's Top100